Древнерусский интерьер: Древнерусский интерьер дома
Древнерусский интерьер дома
Во времена Древнерусского государства существовали традиции и обряды, в некоторой степени сохранившиеся до настоящего времени. Многие из них касались жилища: выбора места строительства дома, постройки и внутреннего убранства.
Древнерусский дом
Древнерусский дом представлял собой деревянный сруб со скатной крышей. Он сравнивался с телом человека, четыре угла – ноги, окна – глаза (от слова «око»). По краям ската крыши прибивались резные доски, причелины (от слова «чело», что значит лоб). Считалось, что если нанести повреждения дому, то это отразится и на здоровье его хозяина. Приобретала черты человека и обстановка внутри дома, о чем говорят названия деталей мебели или посуды, например, устье (уста) у печи, ножки у стола, ручки у кружек, носик, горлышко у кувшина.
В доме создавался свой особый внутренний мир, который отделялся от чужого внешнего мира дверью и порогом. Переходом между двумя «мирами», улицей и жилой частью дома, являлось неотапливаемое помещение – сени или сенцы.
Внутренняя обстановка
Интерьер древнерусского дома был простым, но подчинялся своим неписаным законам. Все помещение было цельным, никакие перегородки не устанавливались. Сам дом и его внутренняя обстановка были сориентированы по сторонам света. Обычно окна находились в восточной и южной стенах, в западной стене находился вход, а северная – называлась гнилой.
Печь
Важное место в доме занимала печь, которая находилась в северо-западном углу. Она давала тепло, в ней готовили еду. Возможно, от слова истопить (истьба) произошло и название русского жилища – изба. Древняя печь возводилась в виде купола из камня или глины с отверстием для выхода дыма в верхней части или без него. Когда внутри разжигали огонь, дым выходил через дверь, а также поднимался вверх, скапливаясь под высокой кровлей. Выпускали дым наружу через небольшую продушину в стене или в кровле, открывавшуюся с помощью шеста. Так топили печь по-черному.
Высокий потолок был покрыт черной сажей, которая хлопьями сыпалась на широкие полки – «сыпухи». Специально закрепленные вдоль стен они располагались между закопченной верхней и чистой нижней частями избы. Под сыпухами находились другие полки, предназначенные для посуды, посудницы (блюдницы, мисницы). Более тяжелую посуду ставили на нижние полки, мелкую – на верхние.
Со временем конструкция печи усовершенствовалась. Когда для выхода дыма начали делать дымовые трубы, печи из черных превратились в белые. Появились обычаи белить печь и расписывать её разными узорами. Русская печь стала украшением интерьера. Мастера делали её широкой, большой, с удобной лежанкой. В богатых домах печи украшали изразцами – плитками, покрытыми цветной глазурью. Морозной зимой дети очень любили забираться на полати. Так назывался настил, находящийся над дверью, между печкой и стеной. В летнее время на полатях сушили и хранили травы, овощи и фрукты.
Красный угол
Внутренняя обстановка дома и расположение предметов было связано с разделением пространства на мужское и женское. Так, часть помещения возле печки, отгороженная занавеской, где женщины готовили еду, занимались рукоделием, хранили посуду называлась «бабий угол» или «кут». Угол, расположенный напротив по диагонали, называли «красным».
Красный угол был связан с мужским началом, женщина могла здесь находится лишь во время особого события своей жизни, например, свадьбы. Здесь размещали иконы, вешали лампадку. Иконы украшали вышитыми рушниками. Красный угол считался самой главной, священной частью помещения.
Предметы мебели
В красном углу располагался стол, за которым во время трапезы собиралась вся семья. Стол считали ладонью бога, поэтому стучать по нему было запрещено. Стол накрывали скатертью, во время чаепития на него ставили самовар. Вокруг находились лавки и скамьи. Лавки были неподвижными, врубались в стену. На лавках не только сидели, но и спали, накрываясь верхней одеждой как одеялом. Так как правая часть дома считалась мужской, на лавках, находящихся здесь, спали мужчины.
Для хранения одежды использовались массивные сундуки, коробья, кубелы, которые ставились вдоль стен. На полу стелили тканые половики. В светлом месте помещения, возле окна мог находиться ткацкий станок, а также прялка.
Многие предметы мебели и отделки дома славяне украшали резьбой. На деревянной поверхности изображались фигуры животных, растений, мифических существ или геометрический орнамент.
В доме вместе с хозяевами могла «поселиться» и мифическая сущность – домовой. Обычно он жил под печкой. При переезде из старого дома в новый, кроме горячих углей – символа домашнего очага, икон и хлеба, с собой забирали лапоть или валенок вместе с домовым. Со всеми предметами интерьера, посудой были связаны свои обычаи, отражающие мировоззрение славян, их отношение к космосу, природе и человеку.
Направление «а-ля рус»
Интерьер древнерусского дома. | Вечный студент
Утраченная Русь
Украсить древнерусский дом было достаточно сложно. И дело тут даже не в достатке хозяина, а в самой природе русского дома, где главной деталью интерьера была огромная русская печь.
По существу, вокруг печи и шла жизнь русского человека. Здесь были и тепло, и пища, и спальня, и детская. Остальное пространство небольшого русского дома, который можно было протопить одной печью, использовалось крайне экономно.
А печь, как предмет интерьера, была в богатых домах действительно прозведением искусства, покрывалась она глазурной плиткой с рисунком, или расписывалась мастерами.
В печи делались небольшие углубления, печоры. Они заменяли и буфеты, и термостаты для сохранения теплой еды. Богатый хозяин, желая удивить гостей, заполнял эти печоры самой богатой посудой.
Кстати, знаете ли вы, что доски на Руси были редкостью, предметом сумасшедшей роскоши? Такого казалось бы русского инструмента, как пила, не было! Использование пил и пилорам было введено особым указом Петра. И выписывались они из-за границы.
Изготовление хороших пил было делом трудоемким, а русские мастера использовали топор мастерски, не нуждаясь в в более изощренных инструментах.
Но вот доски без распилки бревна не получится. Поэтому и была доска предметом роскоши.
В богатых домах, обычные бревенчатые стены обшивались доской.
Особый шик — это окно с оконной рамой, знаменитое «косящато» окно русских былин. Вставлялись туда витражи из цветных кусков стекла. Это было тогда сделать проще, чем приготовить обычное наше простое прозрачное стеклянное полотно!
И конечно, главное украшение русского дома — иконы. Они заменяли картины и опять-таки были показателем достатка хозяина. Чем больше икон, тем богаче и родовитее хозяин, так как иконы переходили детям по наследству.
А так как в каждой комнате для икон было совершенно определенное место — красный угол, глядящий на восток, то далеко не все их можно было поместить на иконостасе. Тем более, что каждая икона имела еще и свой собственный занавес, убрус, богато расшитый жемчугом, бисером и даже драгоценными камнями.
Поэтому иконами могли украшать даже служебные помещения: сени и амбары.Именитые русские люди имели в своих домах отдельные комнаты для молитвы — молельни, где было все необходимое для всех церковных обрядов.
Сени, коридор между частями жилого дома, выходящий на крыльцо, устилался рогожами и даже коврами, чтобы грязь в покои не нести.
Стульев в русском обиходе практически не было. Были лавки, прочно приделанные к стенам. Если стены обивались материей, то той же материей покрывались и лавки.
Сверху лавки покрывались еще и полавочниками. Это были большие полотнища материи. Одно из них, узкое, закрывало сиденье во всю длину. А второе полотнище свешивалось с сидения до земли, закрывая пустое пространство под лавкой.
Если лавок для всех домашних было недостаточно, добавлялось несколько скамей, длинных и широких с возвышением в изголовье, чтобы можно было отдохнуть после сытного обеда. Очень редко были и подобия табуреток — стольцы.
Зеркал в домах не было! Церковь очень их не одобряла.
Маленькие ручные зеркала, как игрушка для богатых женщин, покупалась за границей. Помните, в «Аленьком цветочке» одна из сестер просит отца привезти ей в подарок зеркальце, чтобы любоваться на свою красоту?
Продолжение цикла: Не мытьем, так катаньем…
Поделиться ссылкой:
Похожее
Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков. — Жизнь — театр
Желание написать эту статью появилась, когда в очередной раз по кругу прозвучало, бездумно повторяя попугаями, что строки принадлежат Лермонтову:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…
Я уверена, что эти строки не могли принадлежать М. Лермонтову. И делала об этом тему. Стихи были опубликованы в 1873 года (через 32 года после смерти поэта, вдруг «нечаянно» обнаруженные). И они периодически всплывают в информационном поле.
В ответ на эти строки мне захотелось показать какие люди заселяли эту «немытую Россию» в этот период, творение их рук и возвышенность их устремлений, выраженных в красоте русского зодчества. Такое чудо не могли творить «рабы» и «тупые»!
Восьмое чудо света
Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками (в том числе и иностранными гост ями) «Восьмым чудом света». Пусть он и новодел, но восстановлен-то по оставшимся историческим материалам и обмерам, которые сделали при разборе дворца во времена Екатерины.Черепица деревянная, материал — липа.
К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры и создан деревянный макет дворца, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.
Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.Домовая резьба
В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном. Из дерева рубили царские дворцы, боярские хоромы, усадьбы крестьян, крепостные стены и башни, церкви и монастыри.
В конце 1880-х архитектуру ждали серьезные перемены: на авансцену вышла резьба. Раньше ее можно было увидеть только в церквях, жесткие регламенты не позволяли украшать деревянными кружевами здания. Но в 1880-е обязательные проекты отменили. И фасады домов мгновенно преобразились! Возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба.
В домовой резьбе нашли применение практически все виды деревянной резьбы:
— глухая рельефная (барочная) резьба. Такой резьбой со сплошным «глухим» фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон;
— прорезная или пропильная резьба. Такую резьбу еще часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы выпиливаются (прорезается — отсюда и название) лобзиком или пилой.
Барочная или рельефная резьба.
Считается, что такая резьба взяла начало от украшательства судов, ходивших по Волге еще в середине XVIII-начале XIX веков. В те времена суда — бáрки было принято украшать резными досками с узорами в виде орнаментов и диковинных существ. Но сама традиция вырезать травяной орнамент и «чудо-существ» сохранилась ещё с языческих времён, когда люди придавали каждому изображению смысл и вкладывая в них значение оберегов.
Известны археологические находки деревянных коней-охлупеней, украшавших жилища древних славян.
Судостроители воздвигали суда как правило в холодное время года, а весной им приходилось искать подработку. Так видимо и повелось, что своё искусство они применяли не только на кораблях, но и для украшения жилищ. Долбленые изображения львов, русалок-фараонок, сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца.
Ивановская обл
Применение такой резьбы с раскрашиванием яркими масляными красками в украшении дома в Ивановской области.Ивановская обл.(фот. Побединский Владимир)Домовая резьба. Деревня Жабриха Ивановской области. Дом купца Балакирева (19 в.) (фот. Побединский Владимир)фот. Побединский Владимир
Нижегородская область
Археологические раскопки, сделанные в Новгороде, датируются началом XI века и служат доказательством того, что рельефная резьба применялась еще в древнерусском зодчестве.Нижний Новгород. Берегини Птицы-Сирин, 1864Нижегородская область. Колосово. Глухая резьбаНижегородская область. Колосово. Глухая резьба
Архангельская областьАрхангельская область Черевково, Красноборский район. Фото Николая Телеги.Там же
Ажурная (пропильная) резьба
Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири. На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков — наиболее яркие памятники архитектурной резьбы.
В 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски — так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.
Ивановская область
Ивановская обл.(фот. Побединский Владимир)Нижегородская область
Набережная революции, дом 11, г. Городец. Автор снимка: Бобылькова ИринаПенза
Томск
Томск, как и большинство городов в России, всегда был деревянным. Но ему повезло больше других: провинциальный статус помог сберечь значительно больше деревянных построек, чем в крупных городах.Деревянное кружево — тончайшая резьба, украшающая дома XIX века на улицах Томска
По сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, их мастерство истоками восходит к искусству древних славян, что нашло отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов Резьба, украшающая дома XIX века на улицах Томска Дом на Плеханова, 5а Преображались дома не только купцов, мещане тоже стремились к красоте. Позволить резьбу могли себе не только богатые люди.Резьба, украшающая дома XIX века на улицах ТомскаДом жилой А. Москова (ул. Татарская, 46)Почти все дома, созданные на рубеже веков, обладают декором.Дом на Кузнецова, 27 Позволить резьбу могли себе не только богатые люди. Почти все дома, созданные на рубеже веков, обладают декором.Некоторые здания поражают роскошной резьбой дворцовой стилистики. Например, такие здания есть на Шишкова, на Пушкина, на Татарской.Особняк ХомичаОсобняк Хомича.
Народные традиции очень устойчивы: они, как и язык, сохраняются столетиями и даже тысячелетиями. Традиции — это то, что объединяет поколения людей в один народ, в один этнос.Ансамбль домов купца Л.Д. Желябо (ул. Красноармейская, 67, 67а)
Тюмень.
Визитной карточкой тюменского купеческого дома является объемная «иконостасная» резьба. Тюменские мастера — «сницари» еще с XVII столетия славились изготовлением резных иконостасов на Урале и Сибири.
Широкое распространение в тюменской домовой резьбе имеет геометрический орнамент — круг, крест, квадрат и ромб. Все эти знаки весьма архаичны. Время их появления можно отнести к периоду каменного века.
Круг или полукруг являются обозначением солнца, ромб — земли. Прямые вертикальные или волнистые линии обозначают дождь. Многозначно изображения креста — символа жизни, огня.Дом купцов Чираловых. Володарского, 9 (ул. Семакова, 8/9)
В дальнейшем элементы иконостаса вышли на улицы Тюмени в виде резных цветочно-плодовых гирлянд и виноградной лозы.К концу XIX века на первый план выходит декоративность наличника, в связи с этим усложняются и увеличиваются в размерах верхняя и нижняя его части, боковины. Поверхность навершия становится плоскостью, где размещаются резные панно, то же происходит и с подоконной доской, которая также становится местом размещения декора.Именно поэтому на тюменские дома, созданные с любовью, можно смотреть часами и не уставать, а только поражаться мастерству и искусности умельцев.Особенное значение в декоре зданий придавалось украшению окон. При всем богатстве и многообразии декоративных элементов дома, именно наличник в этом отношении является наиболее значимым. Резьба очень разновысокая, подчеркивает игру света и тени, и при этом не выглядит массивной. Наличники выполнена из кедра, а кедровое масло — фитонцид, так что обитатели дома открывали окно, вдыхали кедровый запах — и были здоровыми.Преобладающими видами в тюменской домовой резьбе являются глухая и объемная, меньшее распространение получила пропильная резьба.Форма и характер наличников чрезвычайно разнообразны, своеобразие их зависит от многих причин. К наиболее древнему типу наличников относятся валютные с гладким полем навершия и слаборазвитой подоконной доской, в более скромном виде повторяющей мотив верхней его частиОсобую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону.Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени — то полупрозрачной, то густой, насыщенной.ам термин «наличник» на Руси начинает использоваться уже с XV века. Однако только в XIX веке, с расцветом домовой резьбы, он приобретает особенную архитектурно-декоративную ценность в украшении всего здания.Так, у наличника, как и у дома, выделяют: фронтон, карниз, фриз, консоль и другие конструктивные части. Как и дом, наличник отражает представления человека о строении Вселенной.
Особую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону. Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени — то полупрозрачной, то густой, насыщенной.
Ещё одной особенностью Тюменских наличников можно назвать украшение нижней части наличники — под окном. Хотя этот элемент украшения встречается и в других городах, но здесь он более распространен, что и позволяет говорить о вытянутой форме наличника, при вполне обычных пропорциях собственно окна.
Сибирь — край, полный чудес. Главное — уметь их увидеть.
О современных мастерах уральской глубинки
Изучая памятники народного деревянного зодчества, мы видим не только красоту построек, но и можем понять смысл труда и быта самих строителей — плотников-крестьян как того далекого времени, когда зарождалось строительное искусство Урала. так и совсем недавнего.Терем кузнеца Кириллова находится в старинной деревне Кунара в 20 км от города Невьянска Свердловской области, но известен и за ее пределами, да и тема об этом доме у нас есть. Можно глянуть вот тут: Самые красивые русские избы часть 1В 1999 году по итогам всероссийского конкурса самодеятельного деревянного зодчества дом Сергея Ивановича Кириллова был признан лучшим в России.СССР, кресты и купола церквей, всадники на коне, женихи с невестами, дети, голуби, котята, сотни кованых цветов и тысячи каких-то симпатичных завитушек – такое ощущение, что этот дом создавала рука ребенка.В городе Берёзовский Свердловской области есть красивый домик «Дом Вольхина» который тематикой своего орнамента напоминает домик в Кунаре, кузнеца Сергея Кириллова.
г. Березовский Свердловской обл.
И вот после этого пусть продолжают недалекие люди говорить о «немытой России».
http://fishki.net/36295-kolome…
http://www.shushara.ru/windows/item.php?ID=21
стиль старорусской усадьбы в дизайне комнат и загородных домов, гостиной, спальни и детской
Русский стиль в интерьере в наши дни стремятся использовать многие. От него веет домашним теплом и уютом. Особенно актуален он в частных домах, на дачах. При желании можно реализовать его и в обычной городской квартире. Главное, разобраться в его особенностях, и учесть различные нюансы.
Особенности
Если человек выбирает в оформлении жилья русский стиль, скорее всего, он тяготеет к природным материалам. Ведь именно это берется за основу данной стилистики. Дизайн подразумевает использование большого количества деревянных поверхностей и мебели, может присутствовать также кирпич и камень.- В таких помещениях чаще всего и пол, и стены, и потолок отделывают деревом, предварительно обработав его антисептическими средствами. Это в идеале. В квартире можно внести элементы русского стиля с использованием современных материалов. Например, на потолке можно разместить деревянные балки, пол выложить с помощью ламината с имитацией дерева, стены частично могут быть оформлены под дерево, а для этого подойдут и панели, и обои. Все зависит от желания хозяина.
- Характерной чертой русской избы, элементы которой вы хотите воплотить на своем пространстве, является печь. Поэтому ей нужно уделить особое внимание, она станет главным акцентом. В некоторых интерьерах такой атрибут успешно может заменить камин.
Все остальное пространство компонуется вокруг печи, другие вещи лишь дополняют ее.
- Особое внимание стоит уделить мебели. Конечно, она должна быть из дерева, во многих случаях с резьбой, все зависит от ответвления стиля. Чаще всего это столы и стулья, лавки, полки и шкафчики, интересным вариантом являются сундуки. Это также может быть и плетеная мебель, она хороша для веранд и террас, столовых.
- В качестве декора используется различный текстиль: занавески, скатерти, салфетки – все это из простых тканей (лен, хлопок) с орнаментом в виде растений или животных. В комнатах это могут быть простые покрывала, накидки на мебель, половики или коврики.
Разновидности
Оформляя дом или квартиру с использованием русских традиций, можно отдать предпочтение определенным разновидностям стиля. Четкого обозначения у них нет, но тут важно выбрать, к чему больше тяготеет душа. Будет ли это минималистичный старорусский интерьер, русско-народный с использованием элементов народного творчества, или же захочется воссоздать образ русской усадьбы или терема. Все эти нюансы нужно учитывать.
В случае с русской избой достаточно будет отделать помещение деревом. Конечно, дом и с внешней стороны должен напоминать избу – бревенчатую, со ставнями. Тогда это все будет выглядеть гармонично.
В помещениях при этом может быть использован минимум деревянной мебели, среди которых столы, лавки. Не стоит забывать про печь. Это главная изюминка.
Народное творчество чаще всего находит свое воплощение в декоре. Будет присутствовать все та же деревянная мебель, но яркие акценты можно расставить с помощью текстиля – рушников, скатертей, половиков, занавесок. Все это должно быть в идеале ручной работы. В таком помещении будут нелишними расписная деревянная посуда, самовар, органично будут смотреться различные обереги, изготовленные из природных материалов и подручных средств. В какой-то из комнат к месту может оказаться балалайка или гармошка.
При воспроизведении интерьера русской усадьбы стоит добавить нотки роскоши. Здесь, помимо деревянной отделки и дорогой мебели, могут присутствовать разнообразные элементы декора в виде картин, штор, статуэток, ковров. Обивка на мебели – креслах и диванах – может быть из кожи, замши, гобелена. В этом случае центральным акцентом в доме станет камин.
Как оформить комнаты?
При оформлении комнат загородного дома или квартиры с использованием русского стиля необязательно строго следовать примеру убранства крестьянских жилищ. Можно стильно и с помощью современных материалов оформить любую зону.
Главное, не допускать в дизайн проникновения элементов совсем уж противоположных стилей, таких как барокко или восточный, хай-тек или лофт. Созвучными русскому стилю в какой-то мере могут оказаться шале, кантри, прованс. Каждый хозяин при разработке дизайна должен продумать оформление каждой комнаты и, может быть, составить примерную схему каждого помещения.
К обустройству бревенчатого дома, например, напрашивается оформление в виде русской избы. Внутри можно установить печь, в этой зоне сделать обеденную зону и кухню. Конечно, необязательно все готовить в печи. Это могут быть какие-то отдельные моменты зимними холодными вечерами.
Но зато печь будет ярким акцентом. Обеденная зона тоже должна быть соответствующей. Лучше всего подойдет деревянный стол с лавками. Если хочется особенного удобства, можно на лавках разместить подушки или пледы.
Основные предметы современного быта также могут присутствовать на кухне, но стоит их не выпячивать, а, наоборот, скрыть в нише, шкафу. Зато на первое место должны выступать полки с глиняной или деревянной посудой. Это будет смотреться очень гармонично.
При оформлении деревянного дома в стиле русской усадьбы в гостиной можно оборудовать камин, в дополнение подойдут уютный диван и кресла, здесь будут собираться вся семья и гости. При обустройстве спальни можно использовать большую деревянную кровать с удобным матрасом, уместны и балдахин, и красивые покрывала. На полу можно разместить мягкий ковер.
Следить нужно лишь за тем, чтобы все цвета сочетались между собой. Хорошо будет смотреться и кровать в нише.
Детская комната должна быть обустроена с учетом мнения ребенка. Все его аксессуары и необходимые атрибуты должны присутствовать на своих местах. Но чтобы комната не выбивалась из общего русского стиля, можно просто стены отделать деревом либо материалом, имитирующим древесину. В качестве освещения можно выбрать торшер, лампу с абажуром. Льняные шторы будут гармоничным дополнением.
Ванная комната всегда является скоплением влаги. Поэтому при ее оформлении можно выбрать плитку, имитирующую дерево. Но при желании можно применить и дерево. Только его придется тщательно обработать, причем повторять манипуляцию придется хотя бы раз в год.
В ванной можно разместить открытые полочки с разными баночками с кремами, зеркало в деревянной раме, полотенца в русском стиле. Можно, конечно, предусмотреть деревянные кадки. Сантехника в данном случае не выпячивается на первый план и является самой простой. Проще всего в русском стиле оформить сауну или баню, если таковая предусмотрена в доме.
Красивые примеры интерьера
Описание любого стиля можно воспринять до конца, только увидев реальные примеры. От них можно иногда и оттолкнуться в обустройстве собственного жилья.
- Удачно обыгран русский стиль: присутствуют и деревянные поверхности, и мебель. Гармонично смотрится оригинальная печь. Яркие акценты помещению придают аксессуары – накидки на мебель и дорожки на пол. Даже телевизор органично скрыт в общем декоре – если он выключен, его можно и не заметить.
- Уютная столовая может выглядеть и так. С одной стороны присутствует угловой диван, с другой – есть стол и деревянные лавки. Стены дополнены полочками, огонь в печи, светильники создают особый уют.
- В данном помещении, конечно же, главная – великолепная печь. Очень актуально здесь смотрятся аккуратный кухонный комод с посудой, круглый стол со стульями.
- Красив и такой вариант. Синий цвет придает яркий акцент, дополнением служат мотивы гжели. Бревенчатая стена, панно из дерева, самовар – красноречивые элементы русского стиля.
- Прекрасная зона отдыха в обрамлении деревянных поверхностей выглядит очень стильно. Оригинальная кровать возле окна дополнена цветной дорожкой, растениями на окнах, креслом-качалкой.
- Дом со вторым светом идеально подходит для воплощения интерьера русской усадьбы. Органично смотрятся деревянные поверхности. Можно установить камин или печь любой конфигурации, дополнив все это мягкой мебелью и светильниками.
Внутреннее убранство русской избы — СветлояР
Интерьер русских изб в большинстве своем очень похож и включает в себя ряд элементов, которые можно встретить в любом доме. Если говорить об устройстве избы, то она состоит из:
- 1-2 жилых помещений
- сени
- горница
- чулан
- терраса
Сени и порог в доме
Первое с чем сталкивался гость, зайдя в дом — это сени. Это своего рода зона между отапливаемым помещением и улицей. Весь холод задерживался в сенях и не поступал в основное помещение. Сени использовались славянами в хозяйственных целях. В этом помещении держали коромысло и другие вещи. В сенях располагался чулан. Это помещение, которое отделялось от сеней перегородкой. В нем располагался ларь с мукой, яйца и другие продукты.
Отапливаемое помещение и сени отделяли дверь и высокий порог. Такой порог делался для того, чтобы холодному воздуху было сложнее проникать в теплое помещение. Кроме этого, существовала традиции, согласно которой гость, входя в помещение, должен был кланяться, приветствую хозяев и домового. Высокий порог как раз «принуждал» гостей преклоняться, входя в основную часть дома. Так как вход без преклонения обеспечивал удар головы об косяк. С приходом на Русь христианства поклон домовому и хозяевам дополнился осенением себя крестным знамением и поклоном иконам в красном углу.
Где ставили печь в русской избе
Переступая через порог, гость попадал в основное помещение избы. Первое, что попадало на глаза — печь. Располагалась она сразу слева или справа от двери. Русская печь — основной элемент избы. Отсутствие печи говорит о том, что строение является нежилым. Да и свое название русская изба получила именно благодаря печи, которая позволяет топить помещение. Еще одна важная функция данного устройства — приготовление пищи. До сих пор нет более полезного способа приготовления еды, чем в печи. В настоящее время существуют различные пароварки, которые позволяет сохранить максимум полезных элементов в пище. Но все это не сравнимо с приготовленной едой из печки. С печью связано много поверий. Например, считали, что она являлась любимым местом отдыха для домового. Или, когда ребенок терял молочный зуб, его учили бросать зуб под печку и говорить:
«Мышка, мышка, на тебе репяной зуб, а ты дай мне костяной зуб»
Также считалось, что мусор из дому нужно сжигать в печи, чтобы энергия не уходила наружу, а оставалась внутри помещения.
Красный угол в русской избе
Красный угол — неотъемлемая составляющая внутреннего убранства русской избы. Он располагался по диагонали от печи (чаще всего это место выпадало на восточную часть дома — на заметку тем, кто не знает куда установить красный угол в современном жилище). Это было священное место, где находились рушники, иконы, лики предков и божественные книги. Необходимой частью красного угла являлся стол. Именно в этом углу вкушали пищу наши предки. Стол же считался неким алтарем, на котором всегда находился хлеб:
«Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»
Поэтому даже сегодня традиция не позволяет сидеть на столе. А оставлять ножи и ложки считается дурной приметой. До сегодняшних дней сохранилось еще одно поверье связанное со столом: молодёжи запрещалось сидеть на углу стола, дабы избежать участи безбрачия.
Лавка с сундуком в избе
Предметы быта в русской избе играли каждая свою роль. Скрыня или сундук для одежды являлся важным элементов дома. Скрыня переходила по наследству от матери к дочери. В него складывалось приданное девушки, которое она получала после замужества. Располагался этот элемент интерьера русской избы чаще всего рядом с печкой.
Лавки также являлись важным элементов интерьера русской избы. Условно они делились на несколько видов:
- долгая — отличается от остальных длиной. Считалась женским местом, где занимались вышиванием, вязанием и т. д.
- короткая — во время трапезы на ней сидели мужчины.
- кутная — устанавливалась около печи. На ней ставились вёдра с водой, полки для посуды, горшки.
- пороговая — шла вдоль стены, где расположена дверь. Использовалась в качестве кухонного стола.
- судная — лавка выше, чем другие. Предназначалась для хранения полок с посудой и горшков.
- коник — мужская лавка квадратной формы с вырезанной конской головой сбоку. Располагалась около двери. На ней мужчины занимались мелким ремеслом, поэтому под лавкой хранились инструменты.
- «нищая» также располагалась у двери. На нее мог садиться любой гость, вошедший в избу без разрешения хозяев. Связано это с тем, что гость не может пройти в избу далее матицы (бревно, служащее основанием для потолка). Визуально матица выглядит как выступающее бревно поперек основных уложенных досок на потолке.
Горница — это еще одно жилое помещение в избе. Имелось оно у зажиточных крестьян, ибо подобное помещение мог позволить себе не каждый. Горница чаще всего устраивалась на втором этаже. Отсюда её название горница — «гора». В ней находилась другая печь, называемая голландкой. Это печь округлой формы. Во многих деревенских домах они стоят до сих пор, являясь украшением. Хотя даже сегодня можно встретить избы, которые отапливаются этими старинными приборами.
О печи уже сказано достаточно. Но нельзя не упомянуть и те инструменты, которые использовались в работе с русскими печами. Кочерга — самый известный предмет. Представляет собой железный прут с загнутым концом. Применялась кочерга для размешивания и сгребания углей. Помело же использовалось для очищения печи от углей.
С помощью ухвата можно было перетаскивать или передвигать горшки и чугунки. Он представлял собой металлическую дугу, которая позволяла захватывать горшок и переносить его с места на место. Ухват позволял ставить чугунок в печь без боязни обжечься.
Еще одним предметом, используемым в работе с печкой, является хлебная лопата. С помощью неё хлеб помещают в печь и вытаскивают после приготовления. А вот слово «чапля» знают не многие. Этот инструмент по другому называют сковородник. Использовался он для захвата сковороды.
Колыбель в избе
Колыбель на Руси имели различные формы. Были и выдолбленные, и плетеные, и подвесные, и «ваньки-встаньки». Названия же их были на удивление разнообразны: люлька, зыбка, колиска, качалки, баюкалка. Но с колыбелью связан ряд традиций, который оставался неизменным. Так, например, считалось необходимым устанавливать колыбель в том месте, где младенец может наблюдать рассвет. Качать пустую колыбель считалось плохой приметой. В эти и многие другие поверья мы верим и по сегодняшний день. Ведь все традиции предков основывались на их личном опыте, который новое поколение приняло у своих пращуров.
жилище и хозяйственные постройки » Перуница
Русское жилище — это не отдельный дом, а огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так и хозяйственных. Изба было общее название жилого строения. Слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально так называлась основная отапливаемая жилая часть дома с печью.
Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практически отличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, но состояли из одних и тех же элементов. Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, рига, сарай, баня, погреб, хлев, выход, мшаник и др., зависело от уровня развития хозяйства. Все постройки в буквальном смысле слова рубились топором от начала до конца строительства, хотя были известны и применялись продольные и поперечные пилы. В понятие «крестьянский двор» включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались, включая огород, сад, гумно и т.п.
Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов с прекрасным «деловым» лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас в окрестностях Саитовки. Лучшими породами дерева для построек считались сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Дуб ценился за прочность древесины, но он был тяжел и труден в обработке. Его применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, колодцы, соляные амбары). Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина), применялись в строительстве, как правило, хозяйственных построек
Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам. Так, для стен сруба стремились подобрать особые «теплые» деревья, поросшие мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса на кровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойные деревья. Чаще срубы собирали уже на дворе или поблизости от двора. Тщательно выбирали и место для будущего дома
Для возведения даже самых крупных построек срубного типа обычно не сооружали специального фундамента по периметру стен, но по углам изб закладывались опоры — крупные валуны или так называемые «стулья» из дубовых пней. В редких случаях, если протяженность стен была много больше обычной, опоры ставили и в середине таких стен. Сам характер срубной конструкции зданий позволял ограничиться опорой на четыре основные точки, так как сруб представлял собой цельносвязанную конструкцию.
В основе подавляющего большинства построек лежала «клетка», «венец», — связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь. Способы такой рубки могли быть различными по технике исполнения.
Основными конструктивными типами рубленых крестьянских жилых строений были «крестовик», «пятистенок», дом с прирубом. Для утепления между венцами бревен прокладывался мох вперемежку с паклей.
но назначение связи было всегда одним — скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без каких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянных штырей или спиц и т.п.). Каждое бревно имело строго определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили второй, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определенной высоты.
Крыши у изб были в основном покрыты соломой, которая, особенно в неурожайные годы, нередко служила кормом для скота. Иногда более зажиточные крестьяне возводили крыши тесовые или из драни. Тес изготавливался вручную. Для этого двумя работниками использовались высокие козлы и длинная продольная пила.
Повсеместно, как все русские, крестьяне Саитовки по распространенному обычаю при закладке дома клали деньги под нижний венец во все углы, причем красному углу полагалась более крупная монета. А там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол по народным представлениям, предназначался для домового.
В верхней части сруба поперек избы располагалась матка — четырехгранная деревянная балка, служащая опорой для потолочин. Матка врубалась в верхние венцы сруба и часто использовалась для подвешивания к потолку предметов. Так, к ней прибивалось кольцо, через которое проходил очеп (гибкая жердь) колыбели (зыбки). Посредине для освещения избы подвешивался фонарь со свечой, а позднее — керосиновая лампа с абажуром.
В обрядах, связанных с завершением строительства дома, существовало обязательное угощение, которое называлось «матичное». Кроме того, укладка самой матки, после которой оставалось еще достаточно большой объем строительных работ, рассматривалась как особый этап в возведении дома и обставлялась своими обрядами.
В свадебном обряде для благополучного сватовства сваты никогда не проходили в дом за матку без специального на то приглашения хозяев дома. В народном языке выражение «сидеть под маткой» означало «быть сватом». С маткой связывалось представление об отчем доме, удаче, счастье. Так, уходя из дома, нужно было подержаться за матку.
Для утепления по всему периметру нижние венцы избы засыпались землей, образуя завалинку, перед которой устанавливалась скамейка. Летом на завалинке и скамейке коротали вечернее время старики. Сверху на потолок обычно укладывалась опавшая листва с сухой землей. Пространство между потолком и кровлей — чердак в Саитовке называлось еще иставкой. На ней обычно хранили отслужившие свой век вещи, утварь, посуду, мебель, веники, пучки травы и пр. Детвора же устраивала на ней свои нехитрые тайники.
К жилой избе обязательно пристраивались крыльцо и сени — небольшое помещение, предохранявшее избу от холода. Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур перед входом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение, где держали часть запасов продовольствия.
Душой всего дома была печь. Нужно отметить, что так называемая «русская», а правильнее всего духовая печь — изобретение сугубо местное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия нашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздо полнее использовать топливо.
Сложить хорошую печь — дело непростое. Сначала прямо на земле устанавливали небольшой деревянный сруб (опечек), служивший фундаментом печи. На него настилали расколотые пополам небольшие бревна и выкладывали на них днище печи — под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получится кособоким. Над подом из камня и глины сооружали свод печи. Боковая часть печи имела несколько неглубоких отверстий, называемых печурками, в которых просушивали варежки, рукавицы, носки и т.д. В старину избы (курные) топились по-черному — печь не имела трубы. Дым уходил через маленькое волоковое окно. Хотя стены и потолок становились закопченными, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. Впоследствии в соответствии с правилами сельского благоустройства, обязательными для государственных крестьян, над избами стали выводиться печные трубы.
Прежде всех вставала «большуха» — жена хозяина, если была еще не стара, или одна из невесток. Она затопляла печь, открывала настежь дверь и дымарь. Дым и холод поднимали всех. Малых ребят сажали греться на шесток. Едкий дым наполнял всю избу, полз кверху, висел под потолком выше человеческого роста. В древней русской пословице, известной с XIII века, говорится: «Дымные горести не терпев, тепла не видали». Прокопченные бревна домов меньше подвергались гниению, поэтому курные избы были более долговечны.
Печь занимала почти четверть площади жилища. Она протапливалась несколько часов, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение суток. Печь служила не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанка. В печи пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, овощи. Кроме того, в ней также сушили грибы, ягоды, зерно, солод. Нередко в печи, заменявшей баню, парились.
Во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печи накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день, утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда — и пища оставалась горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта особенность духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, в которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не только крестьянскую, так как образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно отличался от крестьянской жизни.
Печь служила логовищем целому семейству. На печи, самом теплом месте избы спали старики, которые взбирались туда по приступкам — приспособлению в виде 2-3 ступеней. Одним из обязательных элементов интерьера были полати — деревянный настил от боковой стенки печи до противоположной стороны избы. На полатях спали, залезая с печи, сушили лен, пеньку, лучину. На день туда закидывали постельные принадлежности и ненужную одежду. Полати делали высокие, на уровне высоты печи. Свободный край полатей нередко ограждался невысокими перильцами-балясинами, чтобы с полатей ничего не падало. Полати были излюбленным местом детей: и как место для спанья, и как самый удобный наблюдательный пункт во время крестьянских праздников и свадеб.
Расположение печи определяло планировку всей жилой комнаты. Обычно печь ставили в углу справа или слева от входной двери. Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом — ступа с пестом, ручные жернова и кадка-квашня для закваски теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха цепляла пузатые глиняные или чугунные горшки (чугуны), и отправляла их в жар. В ступе она толкла зерно, очищая его от шелухи, А с помощью мельницы перемалывала в муку. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба: помелом крестьянка подметала под печи, а лопатой сажала на него будущий каравай.
Рядом с печью обязательно висел утиральник, т.е. полотенце и рукомойник. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. В печном углу также находилось судная лавка (судно) или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники — шкафчики, полки для нехитрой столовой посуды: горшков, ковшей, чашек, мисок, ложек. Мастерил их из дерева сам хозяин дома. В кухне нередко можно было увидеть глиняную посуду в «одежде» из бересты — экономные хозяева не выбрасывали треснувшие горшки, корчаги, миски, а оплетали их для прочности полосами березовой коры. Выше размещался печной брус (шест), на который ставилась кухонная утварь и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Полновластной хозяйкой печного угла была старшая женщина в доме.
Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавеской из пестрого ситца или цветной домотканины, высоким шкафом или деревянной переборкой. Закрытый, таким образом, печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан». Печной угол считался исключительно женским пространством в избе. Во время праздником, когда в доме собиралось много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности на женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.
Во время сватовства будущая невеста должна была находиться все время в печном углу, имея возможность слышать весь разговор. Из печного угла она выходила нарядно одетая во время смотрин — обряда знакомства жениха и его родителей с невестой. Там же невеста ожидала жениха в день отъезда под венец. В старинных свадебных песнях печной угол осмыслялся как место, связанное с отцовским домом, семьей, счастьем. Выход невесты из печного угла в красный угол воспринимался как уход из дома, прощание с ним.
В то же время печной угол, откуда имеется выход в подполье, на мифологическом уровне воспринимался как место, где может произойти встреча людей с представителями «иного» мира. Через печную трубу, по поверью, может прилетать к тоскующей по умершему мужу вдове огненный змей-дьявол. Принято было считать, что в особо торжественные для семьи дни: во время крещения детей, дней рождения, свадеб — к печи приходят умершие родители — «предки», чтобы принять участие в важном событии жизни своих потомков.
Почетное место в избе — красный угол — находилось наискосок от печи между боковой и фасадной стеной. Он, как и печь, важный ориентир внутреннего пространства избы хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла являлась божница с иконами, перед которыми горела лампада, подвешенная к потолку, поэтому его называли еще «святым».
Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. С появлением обоев красный угол нередко обклеивали или выделяли из остального пространства избы. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги и предметы.
Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, как главный предмет мебели, стоял стол на массивных ножках, на которые установливались полозья. Полозья позволяли легко передвигать стол по избе. Его ставили к печи, когда пекли хлеб, перемещали во время мытья пола и стен.
За ним проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. Каждый день в обеденный час за столом собиралась вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля и устанавливали в красном углу.
«Первый сжатый сноп называли именинником. С него начинали осеннюю молотьбу, соломой его кормили больную скотину, зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц. Первый сноп обычно зажинала старшая в семье женщина. Он украшался цветами, его несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы». Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным представлениям, магической силой сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству.
Всякий, входивший в избу первым делом снимал шапку, крестился и кланялся образам в красном углу, произнося: «Мир дому сему». Крестьянский этикет предписывал гостью, вошедшему в избу, оставаться в половине избы у дверей, не заходя за матку. Самовольное, без приглашения вторжение в «красную половину», где ставился стол, считалось крайне неприличным и могло быть воспринято как оскорбление. Пришедший в избу человек мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы — молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом восседал глава семьи.
Последний из оставшихся углов избы, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь стояла лавка, на которой он спал. Под ней в ящике хранился инструмент. В свободное время крестьянин в своем углу занимался разными поделками и мелким ремонтом: плел лапти, лукошки и веревки, резал ложки, выдалбливал чашки и т.п.
Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Если печной угол был женской половиной, то в одном из углов дома специально отводилось место для сна старшей супружеской пары. Это место считалось почетным.
Лавка
Большая часть «мебели» составляла часть конструкции избы и была неподвижной. Вдоль всех стен, не занятых печью, тянулись широкие лавки, тесанные из самых крупных деревьев. Предназначены они были не столько для сиденья, сколько для сна. Лавки намертво прикреплялись к стене. Другой важной мебелью считались скамьи и табуретки, которые можно было свободно переносить с места на место, когда приходили гости. Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки — «полавочники», на которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. В стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды.
Неотъемлемым атрибутом почти каждой избы Саитовки был шест — брус, вделанный в противоположные стены избы под потолком, который посредине, напротив простенка, подпирался двумя сохами. Второй шест одним концом упирался в первый шест, а другим — в простенок. Означенная конструкция в зимнее время являлась опорой стана для тканья рогож и других подсобных операций, связанных с данным промыслом.
Прялка
Особой гордостью хозяек были точеные, резные и расписные прялки, которые обычно ставили на видное место: они служили не только орудием труда, но и украшением жилища. Обычно с нарядными прялками крестьянские девушки ходили на «посиделки» — веселые сельские сборища. «Белая» изба убиралась предметами домашнего ткачества. Полати и лежанку закрывали цветные занавеси из льняной клетчатины. На окнах — занавески из домотканой кисеи, подоконники украшала милая крестьянскому сердцу герань. Особенно тщательно убиралась изба к праздникам: женщины мыли с песком и скоблили добела большими ножами — «косарями»- потолок, стены, лавки, полки, полати.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко сундуки имели хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.
В этом пространстве жил бедный русский мужик. Часто в зимнюю стужу в избе содержались домашние животные: телята, ягнята, козлята, поросята, а иногда и домашняя птица.
В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство русского крестьянина. Силуэт избы венчали резной
конек (охлупень) и кровля крыльца; фронтон украшали резные причелины и полотенца, плоскости стен — наличники окон, зачастую отражавшие влияние архитектуры города (барокко, классицизм и т.д.). Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон расписывали.
Нежилые крестьянские постройки составляли хозяйственный двор. Часто их собирали вместе и ставили под одной крышей с избой. Строили хозяйственный двор в два яруса: в нижнем находились хлева для скотины, конюшня, а в верхнем — огромный сенник, забитый душистым сеном. Значительную часть хозяйственного двора занимал сарай для хранения рабочего инвентаря — сохи, бороны, а также телеги и саней. Чем зажиточней крестьянин, тем больше по размеру был его хозяйственный двор.
Отдельно от дома обычно ставили баню, колодец, да амбар. Вряд ли тогдашние бани сильно отличались от тех, что и сейчас ещё можно встретить — маленький сруб,
иногда без предбанника. В одном углу — печь-каменка, рядом с ней — полки или полати, на которых парились. В другом углу — бочка для воды, которую нагревали, бросая туда раскалённые камни. Позднее для подогрева воды в печи-каменки стали вделываться чугунные котлы. Для смягчения воды в бочку добавляли древесную золу, приготавливая, таким образом, щелок. Все убранство бани освещалось маленьким окошечком, свет из которого тонул в черноте закопчённых стен и потолков, так как с целью экономии дров бани топились «по-черному» и дым выходил через приоткрытую дверь. Сверху такое сооружение часто имело почти плоскую односкатную кровлю, крытую соломой, берестой и дерном.
Амбар, а нередко под ним и погреб, ставили на виду против окон и поодаль от жилья, чтобы в случае возгорания избы сохранить годовой запас зерна. На двери амбара вешали замок — пожалуй, единственный во всем хозяйстве. В амбаре в огромных ящиках (сусеках) хранилось главное богатство земледельца: рожь, пшеница, овес, ячмень. Недаром на селе говаривали: «Каково в амбаре, таково и в кармане».
Для обустройства погреба выбирали более возвышенное и сухое место, которое не затоплялось полой водой. Котлован для погреба рыли достаточно глубокий, чтобы в лютые морозы не промерзали хранящиеся в погребе овощи. В качестве стенок погреба — тына использовались половинки дубовых бревен. Перекрытие погреба также изготовлялось из таких же половинок, но более мощных. Сверху погреб засыпался землей. В погреб вел лаз, который назвался творилами и в зимнее время сверху как всегда утеплялся. В погребе, как и в амбаре, оборудовались также сусеки для хранения картофеля, свеклы, моркови и т.д. В летнее время погреб использовался как холодильник, в котором размещали молоко и скоропортящие продукты.
|
Переводы и из Старого восточнославянской
AlbanianArabicAzerbaijaniBelarusianBosnianBulgarianCatalanChineseCroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipino / TagalogFinnishFrenchGermanGreekHebrewHindiHungarianIndonesianItalianJapaneseKazakhKoreanLatinLatvianLithuanianMacedonianMalayNorwegianOtherPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTonganTransliterationTurkishUkrainianUnknownUzbekAbazaAbkhazAcehneseAdunaicAdygheAfrikaansAi-ChamAinuAkanAkkadianAklanAl BhedAlbanian (Gheg) AltaiAmami ŌshimaAmerican Вход LanguageAmharicAmisAngolar CreoleArabic (другие сорта) AragoneseAragonese (Центральные диалекты) Арагонский (Cheso диалект) арамейский (Современные сирийский диалекты) арамейского (Сирийский классический) армянский (хомшецкий диалект) армянский, ассамский, ассирийский, астурийский, авар, аймара, баеггу, багобо, балочи, бамбара, баса, башкир, баск (современный, батуа), баскский (другие варианты), батак, беларусский (трасянский), бенгальский, бенгальский, берберский otBosnian (Shchakavian диалект) BretonBurmeseButuanonCantabrianCape VerdeanCastithanCatalan (Medieval) CebuanoChamorroChavacanoChechenCherokeeChewaChinese (кантонский) Китайский (Чанша диалект) Китайский (классический китайский) Китайский (Hakka) ChoctawChukchiChuvashCilubaCircassianCommon (Warcraft) ComorianConstructed LanguageCornishCorsicanCreeCrimean TatarCroatian (Чакавское наречие) Хорватский (Кайкавское наречие) DariDarnassianDatian MinDholuoDogonDothrakiDragonDualaDunganDutch (Middle Dutch) Голландский (Древний голландский) Голландский диалектыDyulaDzongkhaЕгипетский (Древнеегипетский / Коптский) Эмилиско-Романьолский Английский (Ямайский) Английский (Среднеанглийский) Английский (Нигерийский пиджин) Английский (Древний английский) Английский (Шотландский) Английский Креольский (Бислама) Английский Креольский (Ток Писин) Енохстонский Эсперанто (Юг) эвенкиэвондоExtremaduranFaroeseFijianфинский (саво) FonForro CreoleFremenфранцузский (антильский креольский) французский (гаитянский креольский) французский (луизианский креольский французский) французский (среднефранцузский) французский (старофранцузский) французский (пикард) французский (реюньон креольский) французский (сей) Chellois Creole) FrisianFriulianGaelic (Irish Gaelic) Gaelic (Manx Gaelic) Gaelic (Scottish Gaelic) GagauzGalicianGalician-PortugueseGarifunaGaulishGeorgianGerman (Austrian / Bavarian) German (Berlinerisch dialect) German (Middle German (средненемецкие диалекты) Немецкий (Средненемецкие диалекты) ) Немецкий (Древневерхненемецкий) Немецкий (Plautdietsch) Немецкий (Швейцарско-немецкий / Алеманский) Немецкий (Wymysorys) GilakiGilberteseГоранскийГотскийГреческий (Древний) Греческий (Каппадокийский, Фарасиотский) Греческий (Кипрский) Греческий (Понтийский) Греческий (Фракийский) Гренландский ) IcelandicIdoIgboIlokanoInari SamiIndigenous Языки (Мексика) Языки коренных народов (Венесуэла) Индо-EuropeanIngrianIngushInnu-aimunInterlinguaInuktitut IPAIraqi туркменский / TurkmanIstriotIstro-RomanianItalian (Центральные диалекты) Итальянский (Medieval) Итальянский (Северные диалекты) итальянский (римский диалект) Итальянский (Южные итальянские диалекты) JavaneseKabyleKalmykKannadaKapampanganKarachay-BalkarKarakalpakKarbadianKa relianKariñaKashubianKelantan-Pattani MalayKhakasKhantyKhmerKhuzdulKikuyuKimbunduKinaray-aKinyarwandaKipchakKirundiKlingonKomiKongoKriol (Гвинея-Бисау) KumykKurdish (Gorani) Курдский (курманджи) Курдский (сорани) Курдский (Xwarin) Курдский dialectsKyrgyzLadin (Ретороманский) ладино (еврейско-испанский) LakotaLaoLao (другие сорта) Latvian (Латгальский) LazLigurianLingalaLivonianLojbanLombardLoxianLugandaLuriLuxembourgishMalagasyMalayalamMaldivian ( Мальдивский) MalteseManchuMando’aManoboMansiMaoriMapudungunMarathiMariMegleno-RomanianMeitei (Манипури) Средний TurkicMinangkabauMingrelianMixtecMohawkMongolianMongolian (бурятский говор) MontenegrinMordvinic languagesMozarabicNa’viNahuatlNavajoNeapolitanNepaliNganasanNiuafo’ouNiueanNogaiNorwegian (датско-норвежском) Норвежский (Sognamål) OccitanOdiaOjibweOld Церковь SlavonicOld Восток SlavicOld скандинавской / NorrøntOld OccitanOld PrussianOromoOsseticOtomiPaliPangasinanPapiamentoPashtoPaumotuanPiedmontesePitjantjatjaraPolish (Masurian диалект) Польский (Познань диалект) Польский (силезский ди alect) ProvençalPseudo-LatinPunjabiPurépechaQuechuaQuenyaQuichua (Kichwa) Рапа NuiRarotonganRennelleseRomaniRomanshRunicRussian (диалекты) русины (Карпатский) SakhaSalarSalentineSamiSamoanSangoSanskritSardinian (северные диалекты) Сардинского (южные диалекты) Sardo-корсиканец (Галлура) Sardo-корсиканец (Sassarese) SelkupSesothoShonaShughniSicilianSindarinSindhiSinhalaSlovene (Prekmurski) SomaliSpanish (Старый кастильском) сранано TongoSumerianSundaneseSurzhyk SwahiliSwedish (диалекты) Шведский (Старый шведский) TabasaranTagalog (диалекты) TahitianTaiwanese HokkienTajikTamashek-берберские / TuaregTamilTatTatarTausūgTaínoTeluguTeochewTetumThalassianTibetanTigrinyaTokelauanTongan (Старый Тонги) Torlakian dialectTotonacTsonga (Changana) TswanaTundra NenetsTupi / Старый TupiTurkish (анатолийских диалектов) Турецкий (Османская) TurkmenTuvaluanTuvanTzotzilUdmurtUpper SorbianUrduUveanUyghurUzbek dialectsVenetanVepsVietnameseVoticWakhiWalloon Waray-WarayWelshWolofXhosaYiddishYolŋu MathaYorubaYupikZapotecZazakiZulu
Древнерусский — d определение древнерусского языка по The Free Dictionary
Место в то время было резиденцией графа Баранова, губернатора различных колоний; грубый, суровый, гостеприимный, пьяный старый русский; что-то вроде солдата; что-то вроде трейдера; прежде всего, приятный компаньон старой школы Ройстеринга с сильным крестом медведя.
Помимо упомянутых непосредственных крепостных и иждивенцев, старый русский властелин оказал значительное влияние на многочисленный и нерегулярный класс морских торговцев, которые обращались к нему за помощью и боеприпасами, и через которых он, можно сказать, имел некоторые градус, распространил свою власть по всему северо-западному побережью.
Убийство старого русского Михаила Саброва без друзей его большой дрессированной обезьяной было предметом комментариев газет в течение нескольких дней.
Не прошло и месяца, как тщательное расследование выявило тот факт, что мальчик покинул поезд до того, как тот ушел со станции в Лондоне, и был найден таксист, который отвез его по адресу старого русского , что Тарзан из обезьян понял, что Акут каким-то образом был связан с исчезновением мальчика.
(с тем своеобразным выражением вежливой усталости, которое прямо говорит: «Если бы это не было моим долгом, я бы ни на минуту не разговаривал с вами»), слушал старого русского генерала с орденами, который стоял очень прямо, почти на цыпочках. , с подобострастным солдатским выражением на багровом лице, сообщает о чем-то. Вот запись об убийствах Тарлтона, и дело Вамберри, торговца вином, и приключения старой русской женщины, и необычная история с алюминиевым костылем, а также полный отчет о косолапости Риколетти и его мерзкой жене.Отмечая, что лингвисты хорошо изучили грамматику древнерусского языка по буквам, он вместо этого сосредотачивается на прагматической перспективе, особенно на вопросах устной речи и грамотности. Легкая получасовая прогулка по тропе через удивительно обильные тропические леса умеренного климата занимает посетите место древнего русского форта, на котором был установлен тлинкитский тотемный столб после службы примирения, на которой присутствовал потомок первоначального представителя России, Александр Баранов, и потомки тлинкитов, которые сражались с ним двести лет назад.Произведения древнерусской литературы, как правило, сосредоточены в основном на двух тематических проблемах: истории и нравственном назидании.